В России создали робота-реставратора

В России создали робота-реставратора

Сотрудники Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» разработали робота с встроенной нейросетью, которая смогла повторить работы художников Клода Моне и Аркадия Рылова. В будущем такая система будет применяться для реставрации произведений искусства, создании точных копий картин и реализации неосуществленных замыслов известных мастеров прошлого. Об этом «Газете.Ru» рассказали в Минобрнауки России.

Первый вариант робота был создан в 2016 году, тогда он мог рисовать только черно-белые картины. Новый прототип может смешивать акриловые краски различных цветов. Краска подается в смеситель поршневыми насосами. Специальное программное обеспечение обрабатывает изображение, разбивая его на мазки и преобразовывая в машинный код.

Ученые также разработали специальный математический метод оценки того, насколько точно действуют различные алгоритмы, имитируя стиль конкретного художника. В основе подхода — подсчет количества и характеристик мазков разной длины, которые для удобства представляются в виде гистограммы. Мазки анализируются по шести параметрам: длина, кривизна, ориентация, угол наклона, число соседних мазков с похожей ориентацией и разница в ориентации соседних мазков.

«Возможности текущего функционала робота-художника позволили нам повторить в цвете произведения искусства двух известных живописцев: Клода Моне и Аркадия Рылова. Картины, написанные роботом, имеют четко выраженное визуальное сходство, а также в них сохранена экспрессия, свойственная оригиналу», – рассказал «Газете.Ru» руководитель проекта, старший научный сотрудник Молодежного НИИ СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Артур Каримов.

Робот-художник написал копии картин «Сумерки. Венеция» французского художника Клода Моне (1840-1926) и «Белая ночь. Ночная заря» русского живописца Аркадия Рылова (1870-1939). На создание каждой копии размером 30 на 40 сантиметров машине потребовалось более 70 часов и 5 тюбиков краски.

«Мы разработали надежный метод, который позволяет объективно оценить точность имитации живописной манеры художника. В результате проведенного исследования двух популярных алгоритмов стилизации изображений под живопись мы выяснили, что гистограммы оригиналов картин имеют весьма посредственное сходство с гистограммами цифровых реплик, созданных с помощью современных алгоритмов, на основе которых действует робот-живописец. Поэтому для того, чтобы, наш робот смог писать картины ближе к стилю оригинала, требуется эти алгоритмы усовершенствовать», – объяснил Каримов.

В России создали робота-реставратора