Археологи выяснили, откуда прибыли группы неандертальцев-мигрантов на Северный Кавказ

Северный Кавказ заселили две группы неандертальских мигрантов 100 тыс. лет назад — одна из Европы, другая из Закавказья. Об этом сообщает пресс-служба РНФ.

Неандертальцы населяли Европу и Западную Азию в период 260-40 тысяч лет назад, в среднем палеолите. При этом неандертальское население не было гомогенным, а состояло из нескольких популяций, отличающихся как генетически, так и по культуре. В том числе, они по-разному подходили к изготовлению каменных орудий, что позволяет легко определить, кто его сделал. Однако долгое время было неясно, откуда эти популяции появились.

Специалисты АНО «Лаборатория доистории» провели исследование археологической культуры неандертальцев на двух стоянках: в гроте Сарадж-Чуко в окрестностях Нальчика и в Мезмайской пещере неподалеку от Майкопа. На первой стоянке авторы обнаружили останки трех неандертальцев, возраст которых, согласно проведенному радиоуглеродному анализу, составил около 100-70 тысяч лет. Кроме того, в Мезмайской пещере ученые нашли множество кремневых каменных орудий. Среди них оказались особым образом обработанные наконечники для копий, небольшие рубильца и особые формы двусторонних скребел-ножей. Форма и техника обработки этих орудий указали на то, что находки относятся к микокской культурной традиции — самой распространенной культурной традиции неандертальцев в Центральной и Восточной Европе, а также известной на Алтае.

Совсем иная картина наблюдалась в гроте Сарадж-Чуко, где неандертальцы жили в период 120-40 тысяч лет назад. В 90% случаев материалом для каменных орудий становился обсидиан — вулканическое стекло, которое может обладать очень острой режущей кромкой. Вероятно древние люди выбрали его потому, что поблизости от этого грота есть единственный на Кавказе источник этого материала. Около 30% инструментов были представлены скреблами, также встречались наконечники копий и другие предметы. Большинство их них были сделаны на сколах, полученных в пластинчатой технике: она позволяла получать на образцах камня длинные подпрямоугольные сколы с параллельными краями и параллельной огранкой, дополнительной тщательной обработке подверглись ударные кромки. Европейские неандертальцы так каменные орудия не обрабатывали, зато это является характерной чертой загросской мустьерской культуры, ареал который располагался в Армянском нагорье и в северном Иране.

Таким образом, ученые приходят к выводу, что кавказская популяция неандертальцев состояла как минимум из двух частей: из мигрантов из Европы и из выходцев с Закавказья и Ирана.

Ранее биологи смогли вылечить нарушения памяти у мышей с болезнью Альцгеймера.